Меню Закрыть

Выявление лжи: очерк об одном учебнике по психологии

Виталий ШАПОВАЛОВ

 

Выявление лжи: очерк об одном учебнике по психологии

Много лет назад, тогда я ещё не проводил тестирований с применением полиграфа, один мой друг и коллега, зная, что я коллекционирую издания профессиональной литературы прежних лет, подарил мне десятое издание учебника на английском языке «Введение в психологию» 1990 года выпуска. Книга в Украину попала случайно, её обнаружили в мешке с вещами секонд-хенд, привезенными из-за рубежа. Учитывая год издания книги, и ориентируюсь в литературе по психологии, которая издавалась на постсоветском пространстве в те годы, учебник «Введение в психологию» произвёл на меня огромное впечатление по ряду причин. Безусловно основой любого учебника является опубликованный материал, его научная и дидактическая ценность (об этом немного позже). На меня большое впечатление произвели: дизайнерская концепция всей работы, полиграфия, подбор графических материалов, шрифтов, использование и сочетание цветов на странице, вёрстка блока и многое другое.

Так как в настоящий момент я имею отношение к изданию научного журнала и профессиональной литературы, эта книга в какой-то степени стала для меня источником вдохновения и воплощением мысли, что важно не только «содержание», но и «форма», в которой это содержание подаётся. Безусловно «содержание» находится во главе угла, но «форма» и структурированная подача знаний имеет такое же значение, как и опрятная одежда для образованного человека. К сожалению, в литературе, изданной на постсоветском пространстве, чаще всего вышеуказанная организация материала игнорировалась.

 

Возвращаясь к содержанию учебника. Основной причиной подготовки этого небольшого обзора послужило то, что, работая с этим изданием, кроме базовых разделов по психологии, я обнаружил в нём хорошо иллюстрированные описания научных экспериментов и технологий, одно из которых было посвящено полиграфу. Данный подраздел опубликован под названием «Использование возбуждения для выявления лжи». В него включено описание основных принципов работы полиграфа, а именно: какие психофизиологические параметры регистрируются, методические аспекты и даже некоторые способы противодействия, а также отображение их на полиграмме. На иллюстрациях показан ещё аналоговый полиграф (компьютерный полиграф в 1990 году находился ещё в самом начале своего развития), есть некоторые методические ошибки в предоставленном материале, сложно сказать они сделаны умышленно или случайно, но тем не менее содержательная часть этого подраздела позволяет получить общее представление о технологии.

 

Если вернуться к году издания учебника (1990 год) и вспомнить, что было известно о полиграфе в СССР сотрудникам кафедр психологии или психофизиологии, то невольно возникают мысли о существовании огромной пропасти между возможностями получения новых знаний студентами западных стран и СССР.

 

Учебник «Введение в психологию» конечно же не даёт фундаментальных знаний по каждой представленной теме, но я думаю перед ним такая задача и не ставилась. На мой взгляд, его основная функция – предоставить максимальный спектр научных данных, исследований и технологий, чтобы сформировать базовый уровень знаний, расширить кругозор и увлечь студентов дальнейшим изучением психологии.

 

Для тех, кто интересуется полиграфом и его историей, ниже представлен перевод подраздела о выявлении лжи, упомянутого мной.

 

Использование возбуждения для выявления лжи

Если вегетативное возбуждение является частью эмоций и если переживание эмоций является вероятным следствием лжи, то мы можем использовать наличие вегетативного возбуждения, чтобы сделать вывод о том, что человек лжет. Это теория, лежащая в основе теста на детекторе лжи, в котором устройство, называемое полиграфом (что означает «много пишущий»), одновременно регистрирует несколько физиологических реакций, известных как часть вегетативного возбуждения (см. Рис. 1). Чаще всего регистрируются изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, дыхания и кожно-гальванической реакции (КГР) (изменение электрической проводимости кожи, возникающее при эмоциональном возбуждении).

Рис. 1.
Манжета полиграфа регистрирует кровяное давление и частоту сердечных сокращений, пневмограф вокруг грудной клетки регистрирует частоту дыхания, а электроды на пальцах регистрируют КГР. Запись (см. справа) показывает физиологические реакции испытуемого, когда он лжет и имитирует ложь. Изменения в дыхании (верхняя линия) показывают, что он задерживал дыхание, когда готовился к первому симулированию. Он смог произвести значительные изменения в частоте сердечных сокращений и КГР во время второй симуляции (After Kubis, 1962).

При использовании полиграфа стандартная процедура состоит в том, чтобы сделать первую запись, когда объект находится в расслабленном состоянии, эта запись служит основой для оценки последующих реакций. Затем полиграфолог задает серию специально сформулированных вопросов, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». Некоторые вопросы являются «критическими» (значимыми), что означает, что виновные, скорее всего, солгут в ответ на них (например, «Вы ограбили «Bert’s Cleaners» 11 декабря?»). Следующая категория вопросов – «средства контроля»; даже невиновные люди с некоторой долей вероятности лгут в ответ на эти вопросы. Другие вопросы являются «нейтральными» (например, «Вы живете в Сан-Диего?»). Значимые вопросы размещаются между контрольными и нейтральными, между вопросами предоставляется достаточно времени, чтобы показатели полиграфа вернулись в норму. Предположительно, только виновный должен показать более сильные физиологические реакции на значимые вопросы, чем на другие.

 

Однако использование полиграфа для выявления лжи далеко не надежно. Реакция на вопрос может показать, что субъект возбужден, но не на причину этого возбуждения. Невиновный субъект может быть очень напряженным или эмоционально реагировать на определенные слова в вопросах и, следовательно, показаться лгущим, говоря правду. С другой стороны, опытный лжец может проявлять небольшое возбуждение, когда лжет. И осведомлённый (подготовленный) субъект может «победить» машину, думая о чем-то волнующем или напрягая мышцы во время нейтральных вопросов, тем самым создавая базовый уровень, сравнимый с реакциями на значимые вопросы. На рисунке 1 продемонстрирована запись реакций при настоящей лжи и симулированной лжи. В этом эксперименте испытуемый выбрал номер, а затем попытался скрыть его от экзаменатора (полиграфолога).

 

Из-за этих и других проблем большинство судов штатов и федеральных судов не допускают проверки на полиграфе; суды, обычно требуют, чтобы обе стороны дали согласие на его проведение. Однако такие тесты часто используются на предварительных этапах уголовных расследованиях, а также работодателями, которые опрашивают потенциальных сотрудников на доверенную должность.

 

Представители Американской Ассоциации Полиграфологов заявили, что точность тестов на полиграфе, проводимых опытным полиграфологом, составляет 90 процентов или выше. Однако критики считают, что точность намного ниже. Например, Lykken (1984) утверждает, что в исследованиях, связанных с ситуациями из реальной жизни, тест на детекторе лжи является корректным только в 65% случаях, а шанс невиновного человека не пройти тест составляет 50-50. Он утверждает, что полиграф регистрирует не только возбуждение, сопровождающее ложь, но и стресс, который испытывает честный человек, подключённый к оборудованию. Кроме того, менее социализированные виновные люди могут меньше испытывать возбуждение, когда лгут, и, следовательно, их труднее выявить (Saxe, Dougherty, N. Cross, 1985). Тем не менее, многие компании считают, что польза от этих тестов перевешивает риски, и использование полиграфа в частном секторе растет. Их использование в правоохранительных органах также увеличивается. Например, ФБР проводит несколько тысяч проверок на полиграфе в год, в основном для отслеживания потенциальных преступников и проверки конкретных фактов, в которых, как соглашаются эксперты, полиграф наиболее эффективен. В уголовных и частных случаях любой человек имеет законное право отказаться от проверки на полиграфе.

 

Однако вряд ли это может служить защитой для тех, чей отказ по какой-либо причине может поставить под угрозу карьеру или возможность трудоустройства.

 

Другой тип детектора лжи регистрирует изменения голоса человека, которые не обнаруживаются человеческим ухом. Все мышцы, в том числе контролирующие голосовые связки, при работе слегка вибрируют. Этот тремор, который передается на голосовые связки, подавляется деятельностью вегетативной нервной системы, когда говорящий находится в состоянии стресса. Когда магнитофонная запись голоса человека воспроизводится через устройство, называемое анализатором напряжения голоса, визуальное отображение голоса может быть получено на полосе миллиметровой бумаги. Дрожание голосовых связок в голосе расслабленного говорящего напоминает серию волн (см. левый график на рисунке 2). Когда говорящий находится в состоянии стресса, тремор подавляется (см. правый график на Рисунке 2).

Рис. 2. Влияние стресса в паттернах голоса.
Анализатор голосового напряжения производит графическую запись речи. Запись голоса для расслабленного говорящего напоминает серию волн, например, показанных слева. Волны вызываются крошечным тремором голосовых связок. При стрессе тремор подавляется, и создается запись, аналогичная показанной справа. (After Holden, 1975).

Анализатор голосового стресса используется для обнаружения лжи практически так же, как полиграф; нейтральные вопросы чередуются со значимыми вопросами, и сравниваются записи ответов испытуемого на оба. Если ответы на значимые вопросы производят расслабленную волну, человек, вероятно, говорит правду (насколько нам известно, тремор голосовых связок нельзя контролировать сознательно). Напряженная форма волны, с другой стороны, указывает только на то, что человек напряжён или обеспокоен, не обязательно на то, что он или она лгут.
Однако есть две серьезные проблемы с использованием анализатора голосового стресса при обнаружении лжи. Во-первых, поскольку анализатор может работать по телефону, с радио или телевизионными сообщениями или с магнитофонными записями, существует вероятность неэтичного использования этого инструмента. Вторая проблема — точность анализатора голосового напряжения. Некоторые исследователи утверждают, что он так же точен, как полиграф, при установлении различия виновных от невиновных; другие утверждают, что это не точнее случайности. Требуется гораздо больше исследований, чтобы определить взаимосвязь между изменениями голоса и другими физиологическими показателями эмоций (Rice, 1978; Lykken, 1980).